Пленарное заседание 17.01.2024
Б.А.Чернышов , заместитель Председателя Государственной Думы, фракция ЛДПР:
Я представляю проект закона, который дополняет главу 55 Трудового кодекса статьёй 351-8 , устанавливающей особенности регулирования труда при выполнении работ, связанных с практической подготовкой при освоении образовательной программы или с дополнительным профессиональным образованием в форме стажировки, а также при прохождении обязательной стажировки лицами, претендующими на занятие определёнными видами профессиональной деятельности. Мы, авторы данного законопроекта, назвали его законом о нулевом рабочем месте.
Вернусь к сути данного законопроекта — о чём он, если говорить в двух словах? Вносятся изменения в Трудовой кодекс, и разграничиваются понятия "практическая подготовка", "стажировка", "обязательная стажировка". Сведения о прохождении профессиональной подготовки и стажировки будут занесены в трудовую книжку, а между студентом и компанией или организацией, где проходит практика, будет заключён срочный трудовой договор на срок, соответствующий периоду прохождения практики. Таким образом, студент в итоге будет иметь первый, даже нулевой опыт работы и нулевое место работы, что сегодня очень важно. Обращу ваше внимание на исследование, которое провёл портал "Работа.ру": 75 процентов работодателей сегодня требуют опыта работы, при этом лишь 13 процентов работодателей отмечают важным наличие диплома о высшем образовании.
Действительно, сегодня есть такая вилка, разграничение, с которым мы все сталкиваемся, дихотомия: практика — это сегодня либо рудимент, то есть что-то отпавшее по ненужности, либо профанация. Сегодня многие университеты даже не предоставляют студентам возможности прохождения практики, и списка учреждений, предприятий, организаций, где ребята могли бы получить нулевой опыт работы, нет. Ребята сами находят места для практики и стажировки. Иногда вместо практической работы они занимаются тем, что разносят чай или ксерокопируют какие-то документы, хотя это нисколько не соотносится с тем понятием практики или стажировки, которое изначально было заложено и зафиксировано в процессе подготовки кадров. Именно поэтому, возможно, наши ребята сталкиваются с проблемой трудоустройства по завершении обучения, немногие идут работать по специальности, многие вообще никак не ориентируются на ту образовательную программу, которую проходили в момент обучения по программам либо бакалавриата, специалитета, либо магистратуры. Всё это те проблемы, с которыми сталкивается сегодняшний рынок труда, именно поэтому авторы и предлагают подобные изменения.
Уважаемые коллеги, действительно, эта тема является актуальной для всех представителей студенчества, да и для тех, кто сегодня ищет первое место работы. Ребята начиная с первого курса, некоторые по прошествии определённого времени либо на первых летних каникулах могут найти для себя место стажировки и тем самым до завершения своего обучения пройти несколько предприятий, получив необходимый практический опыт по своей специальности.
Вторая дихотомия, которая сегодня есть, связана с вузами. Да, огромная разница между техническим образованием и гуманитарным образованием. Безусловно, студентам университета нефти и газа, либо Российского биотехнологического университета, либо университета "Станкин" легче найти место работы. Работодатели в поиске таких специалистов в университете выстраиваются в очередь за ребятами, которые толково подходят к своему образованию, не стесняются задавать вопросы, пытаются развить себя как будущего специалиста. А у гуманитариев немножко по-другому — не будем говорить, как это бывает, вы и так всё это прекрасно знаете и понимаете.
Именно поэтому, мне кажется, очень важно сегодня, даже несмотря на отрицательные отзывы и наших коллег — депутатов из комитета, и правительства, поддержать этот законопроект в первом чтении, важно! Важно, потому что именно с такими специалистами мы столкнёмся уже совсем скоро. Они закончат обучение, получат свои дипломы и придут на работу, а вот какими специалистами они будут, решать в том числе нам, определяться в том числе этим голосованием.
Прошу поддержать концепцию и данный законопроект в первом чтении.
Благодарю за внимание!