В соцсетях опубликовано обращение общественного деятеля Саида Ниналалова:
Мы часто видим и читаем репортажи – один руководитель принял участие в открытии новой школы там, другой руководитель принял участие в открытии детского сада тут. И нам кажется, что всё хорошо, что будут наши дети учиться в хороших условиях, по 20 человек в классах, в первую смену.
Нет. А знаете, почему?
1. «В Республике Дагестан из 1412 общеобразовательных организаций лишь 534 являются типовыми, а 878 размещены в зданиях, которые не соответствуют современным требованиям, из них 664 размещены в приспособленных помещениях, 182 являются сборно-щитовыми, а 32 размещены в арендованных помещениях, 611 функционируют в 2 смены» (141,0 тыс. детей), 40 школ – в 3 смены (7 192 ребенка)». (Стратегия развития Дагестана до 2030 года).
2. «В 2020-2023 годах в рамках федеральных и республиканских программ на территории Республики Дагестан запланировано строительство 78 школ, из них 29 школ на 10,1 тыс. ученических мест взамен аварийных. Вместе с тем по 101 аварийной образовательной организации, в которой обучаются более 22 тыс. детей, не определены источники финансирования строительства, в связи с ограниченными возможностями республиканского бюджета, из них 47 имеют заключение специализированных организаций об аварийном состоянии зданий». (Стратегия развития Дагестана до 2030 года).
3. «Для решения проблемы 140 аварийных школ, где обучается 20 тысяч детей, требуется 40 млрд рублей. Однако у республики нет таких средств, и, по его словам, они не появятся в ближайшее время» (Яхья Бучаев, Министр образования и науки РД).
4. «Если вы спросите, сколько нужно школ, чтобы в первом классе не сидело от 40 до 50 детей, я отвечу — еще порядка 48 тыс. ученических мест. Это около 49 новых школ. Цифры внушительные». (Эмилия Раджабова, заместитель мэра Махачкалы – руководитель управления образования города).
Что я вижу сегодня?
1. В Дагестане программа строительства новых школ, запущенная при Владимире Васильеве, скоро будет завершена. Скоро закончится марафон разрезания ленточек. А про новую программу строительства школ я не слышал.
2. Отток населения из сел в города будет продолжаться. Туризм немного притормозит его. Но после событий в аэропорту 29 октября о росте турпотока в Дагестан на некоторое время надо забыть.
3. Мы не хотим, чтобы в Дагестане росло количество юных дикарей, которые ославили республику на весь мир 29 октября, мы хотим растить цивилизованную современную молодежь, которая будет строить новый, культурный, промышленный, экономически развитый Дагестан.
4. В Дагестане в 2023 году было всего около 30 стобалльников. Если исходить из количества выпускников в республике и средних данных по России – должно быть как минимум в 5 раз больше. Всего два призёра Всероссийской олимпиады школьников – победителей нет вообще…
5. Сегодня заработная плата учителей школ и преподавателей вузов смехотворно низка. Учителя бОльшую часть своего времени заняты не обучением, а бумагами, формами, отчетами, документотворчеством.
Что надо сделать?
1. Подготовить новую программу для городов – долгосрочную – строительства новых школ и капитального ремонта тех школ, которые еще можно ремонтировать. Найти места для этих школ – не в чистом поле, как выделили места для школы между Каспийском и Махачкалой и между Семендером и Красноармейском, а там, куда дети смогут ходить пешком.
2. Вторая программа нужна для сельских школ – один раз чётко определиться – что делать с малокомплектными школами, где учителя преподают и физкультуру, и математику, где на одного ученика два учителя. В горах надо строить школы-интернаты в райцентрах, в крупных сёлах и в сёлах, имеющих туристическую, например, перспективу.
3. Нам нужны учителя, много хороших учителей. Нужно увеличить количество мест для поступающих по ключевым специальностям в Дагестанском государственном университете и других вузах Республики Дагестан с упором на важнейшие сегодня специальности – компьютерные, инженерные и другие.
4. Создать систему подготовки талантливых детей. Да, «все дети у нас одаренные» (Рамазан Абдулатипов), но, если ребенку хорошо удаётся решать задачи по математике, нужно его развивать в этом направлении.
5. Учителям и преподавателям вузов – это общероссийская задача – определить достойную заработную плату, а премиальные и стимулирующие увязывать с успехами их учеников.
Заместитель дагестанского регионального отделения ПП ЛДПР Мадина Ибрагимова прокомментировала заявление: "О проблемах школ Дагестана я, мать троих детей, знаю очень хорошо. В данном обращении всё написано правильно, но не отражены все проблемы, не поставлен вопрос о детском питании в школах. Вопрос обучения и воспитания дагестанской молодежи архиважный, и мы его будем ставить перед руководством республики при поддержке депутатов Государственной Думы от ЛДПР".