Стране нужен быстрый экономический рост

В Госдуме прошел правительственный час с докладом Министра экономического развития РФ на тему «О мерах по обеспечению социально-экономического развития в текущих условиях». Было подчеркнуто, что министерство выполняет широкий круг задач по разработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития. Министерство также несет ответственность за разработку и реализацию межгосударственных и федеральных целевых программ.

Область деятельности очень широкая, а вот какие реальные инструменты имеет министерство, чтобы активно влиять на социальные и экономические процессы в стране? Их существенно меньше, чем круг задач, которые должно решать министерство.

Развитие экономики прежде всего зависит от инвестиций в основной капитал. Министерство следит за тем, чтобы соблюдались все условия выполнения инвестиционных проектов, может выступать с инициативой о налоговых и тарифных льготах. Министерство отвечает также за создание и функционирование особых экономических зон, территорий опережающего развития.

Деятельность министерства, таким образом, распадается на ряд отдельных направлений, которые между собой слабо связаны, и особо не влияют на темпы экономического роста, которые должны быть не на уровне 2-3 процентов в год, а как минимум, в два раза выше, чтобы обеспечивать и надежную обороноспособность страны, и реальное увеличение доходов населения.

А для этого нужен масштабный план инвестиций в основной капитал всех основных секторов экономики с распределением приоритетов. Должно быть взаимоувязано развитие станкостроения, авиа – и судостроение, IT- отрасли, передовых технологий в сельском хозяйстве, строительстве, на транспорте. Проектов и программ сегодня много, но они слабо сбалансированы между собой. До сих пор больше по-прежнему уповают на частные инвестиции, это важно, но откуда они возьмутся при неоправданно высоких процентах за кредит и практически свободном выводе капитала из страны.

Сегодня нужны крупные государственные инвестиции, чтобы быстро преодолеть отставание в производстве оборудования, машин, приборов, необходимых для быстрого роста экономики. Только при этих условиях министерство экономического развития получить реальные рычаги воздействия на экономический рост. Все частные вопросы должны исходить из решения общих. Это необходимое условие как в политике, так и в экономике.

В недавнем прогнозе министерства на ближайшие три года предполагается значительный рост цен на газ для российской промышленности, практически по 10 процентов ежегодно. Вероятно, министерство идет на поводу у Газпрома, поскольку у него снизилась выручка по экспортным поставкам и взор обратился на внутренний рынок с целью увеличения доходов. Крупнейшие запасы газа в стране, а цены растут, что снижает конкурентоспособность российских товаров, оборонные заводы потребляют и газ, и электроэнергию – там тоже издержки вырастут, а это дополнительные расходы бюджета. Очевидно, что это недальновидная политика. Пример Германии с ее рецессией в текущем году из-за роста цен на энергоресурсы у нас перед глазами.

При обсуждении всех параметров бюджета на 2024-2026 гг. в Госдуме надо не допустить роста цен на газ и электроэнергию, чтобы поддержать отечественное производство и уменьшение прибыли предприятий, которая и так невелика из-за высоких процентов за кредит.

Явно недостаточен рост производительности труда по прогнозам министерства – менее двух процентов в год. С такими низкими темпами механизации и автоматизации производства трудно будет преодолеть дефицит кадров в экономике. Все прогнозные расчеты министерства на ближайшие три года должны содержать активизацию факторов роста экономики, а это прежде всего рост инвестиций и производительности труда.

В силу очень широкого комплекса проблем, решением которых должно заниматься министерство, министр экономики, очевидно, должен быть первым заместителем Председателя Правительства. А сейчас любую инициативу министерства надо согласовывать с другими министерствами, которые заняты своими конкретными вопросами. Отсюда — пропадает стратегическое видение развития страны. Поэтому и нет ведущей роли министерства в формировании долгосрочной экономической политики.

При разработке стратегий министерство часто опирается на Высшую школу экономики, которая до недавнего времени обычно транслировало то, что рекомендовали Мировой банк и МВФ. Напомню одну из рекомендаций до проведения СВО: смягчить политику импортозамещения и снизить ввозные пошлины. На примере самолетостроения мы видим к чему это приводит. Так что надо опираться на более широкий круг ученых- экономистов: Академия наук, МГУ и другие ведущие вузы. У ЛДПР тоже есть свои аналитики, занимающиеся экономическим анализом и прогнозом. К ним тоже следовало бы прислушиваться.

При министерстве есть общественный совет, куда по положению о Совете входят руководители общественных и коммерческих организаций. А вот представителей парламентских партий там нет.  Это серьезно бы оживило работу Совета.

Есть национальный проект «Производительность труда», за который отвечает и профильное министерство. Но опять здесь больше бумажной работы, отчетов по созданию региональных центров, которые занимаются отдельными предприятиями. А мы ведь серьезно отстаем по уровню производительности труда от ряда стран, поэтому и дефицит кадров. Нужны структурные изменения в экономике в пользу всех отраслей машиностроения, легкой, пищевой промышленности, сельского хозяйства, то есть в пользу не добывающих, а обрабатывающих отраслей. Только тогда понадобится качественное образование (сейчас почти половина выпускников вузов работает не по специальности) и наука. Пойдет развитие, повысится производительность труда и уровень жизни.

Малому и среднему предпринимательству надо уделять сегодня особе внимание. А это занятость. Это перспективы для молодежи. Это также политическая и социальная задача. Увлечь надо молодежь. Обычно приводят данные: у нас в стране малый бизнес – это 20%, а вот в других странах – это более половины экономики. Забывают одно – там большая часть малого бизнеса развивается вокруг крупных компаний (отдельные детали, отдельные операции, маркетинг, сбыт, научные лаборатории, технологические и конструкторские, дизайнерские бюро). Крупное и малое в едином растущем организме.

В малом бизнесе есть предел насыщения – нельзя через каждые сто метров поставить магазинчики, кафе, ремонтные мастерские. В каждом регионе должны быть несколько десятков крупных предприятий (пищевые, машиностроительные, легкой промышленности) и вокруг них – малое и среднее предпринимательство. Тогда и развитие пойдет. Только обрабатывающие производства решат эту проблему и проблему занятости населения. Сырьевикам и банкирам до этого пока мало дела.

На Дальнем Востоке созданы и развиваются «Территории опережающего развития» (ТОРы). Надо бы там отработать схемы взаимодействия крупного и малого предпринимательства. Строится, например, предприятие и сразу определяются малые предприятия, которые будут делать для него какие-то комплектующие, оказывать услуги по сбыту и т.д. При этом – обеспечение занятости местного населения и вновь приезжающих. Почему часто не дают прогнозируемых результатов «свободные экономические зоны», всякие «туристско-рекреационные зоны»? Потому что не было сочетания крупного и малого предпринимательства. Помощь малому бизнесу должна быть целенаправленной, чтобы малые компании превращались в средние. Не просто обучать начинающих предпринимателей азам бухучета и менеджмента, а «вести» из малых в средние наиболее способных. Во всех региональных отраслевых министерствах должны быть сотрудники, отвечающие не за «мониторинг», а за развитие малых предприятий в регионе.

Приоритеты развития страны определены сейчас по национальным проектам. Главный вопрос здесь – можно ли в условиях почти свободного вывода капитала, «оффшорных» компаний и крайне высоких процентов за кредиты достичь поставленных целей? Новые механизмы достижения целей нужны – более централизованная и жесткая политика в области регулирования цен, тарифов, оплаты труда, повышения ответственности всех тех, кто реализует программы, проекты и планы как на федеральном, так и на региональном уровне.  

М.Н. Сидоров

@smilemakc © 2020